Барокко
Фронтиспис рукописного сборника концертов Вивальди, посвященные Фридриху Кристиану Польскому в связи сего пребыванием в Венеции
Фронтиспис "Симфонии и концерты" Томмазо Альбинони. Посвящены герцогу Мантуанскому
"Брандербургские концерты" И. С. Баха, посвященные маркграфу Бандербургскому.
Инструментальная форма концерта
может считаться подлинным вкладом барокко, в котором воплотились эстетические
идеалы эпохи, отмеченной внезапными переменами, тревогой и напряженным ожиданием.
Концерт — это своего рода музыкальная игра света и тени, некая конструкция,
где каждая составная часть находится в противодействии остальным частям.
С появлением концерта рождается тенденция к музыкальному повествованию, к
развитию мелодии как некоего языка, способного передавать глубины человеческих
чувств. В действительноети этимология слова «concertare» происходит от слов
«состязаться», «сражаться», хотя также понимание смысла этой музыкальной
формы соединено с «consertus» или «conserere», что значит «согласовывать»,
«приводить в порядок», «объединять». Так мы видим, что этимологические значения
очень хорошо соответствуют цели композиторов, которые, посредством новой
формы способствовали удивительному продвижению вперед музыкального языка
эпохи.
Возникновение и развитие жанра
В течение второй половины XIX в. термин применяли, чтобы ориентировать и
направить действия ансамбля голосов или инструментов. Но когда Адриано Банкьери
опубликовал в 1599 г. свои «Церковные концерты», они уже предвеглачи тот
тип композиции, в котором голоса чередовались, менялись местами, перекликались
над гармоническим сопровождением произведения. Начинания Банкьери были без
промедления продолжены Лудо-внко Гросси да Виадана (ок. 1560-1627), которому
приписывают введение в употребление бассо контннуо (генерал-баса) в «Ста церковных
концертах» (1602). В этих произведениях аккомпанемент играет рать полифонического
сопровождения вокальной линии, которой доверена главная ^! роль. В течении
XV11 и XVIII веков слово «концерт» продолжало употребляться как синоним слова
«ансамбль», как, например, в оПьесахдлн клавесина в концертах» (1741) Жана-Филиппа
Рамо, которые представляют собой разновидность сюит для клавесина, флейты или
скрипки и виолы да гамба. На севере Италии понятие «концерт» начало отождествляться
с оркестровым произведением, в котором оркестровые группы противопоставляются
друг другу в проведении основных тем.
Обычно концерт пишется в трех частях — Аллегро, Адажио, Аллегро — т. е. с использованием
контраста быстрых и медленных темпов. Этот тип композиции получил название
concerto grosso (большой концерт) из-за наибольшего по тому времени количества
музыкантов, входящих в состав оркестра, исполняющего концерт. Как бы там ни
было, в ансамбле некоторые музыканты обладали более высоким мастерством, и
им доверяли солирующие партии (a solo). Они постепенно образовывали так называемые
concertino (концертино), составленные обычно из двух скрипок и виолончели,
в то время как остаток оркестровой группы именовался ripieno (рипиено, итал.
— полный). Алессандро Страделла опубликовал около 1670 г. первый большой концерт
под заглавием «Симфония в ре». Но окончательно форма концерта была сформирована
композитором и скрипачом Арканджело Корелли (1653—1713). Его двенадцать «Кончерти
фосси» Ор. 6 (1714) достигли необыкновенного успеха. Его гениальные последователи
Антонио Вивальди и Георг Фридрих Гендель создали великолепные образцы этого
жанра.
Сольный концерт
Именно Вивальди, выдающийся представитель венецианской школы, вместе с Томмазо
Альбинони (1671-1751) и Бенедетто Марчелло (1686—1739) был тем, кто содействовал
окончательному формированию жанра сольного концерта на основе большого концерта
(кончерто гроссо). Первыми сольными концертами стали концерты, написанные
для скрипки. Вивальди оставил в этом жанре поистине гениальное наследие. Однако
необходимо упомянуть имя Джузеппе Торелли (1658- 1709), который также стоял
у истоков жанра и прямым наследником которого стал Джузеппе Тартини (1692-1770).
Торелли, Тартини и Вивальди создали образны барочного сольного концерта. Новатором
в этом жанре выступил Иоганн Себастьян Бах, написав свои знаменитые Бранденбургские
концерты. В них рипиено (ripieno) не только аккомпанирует сольному инструменту,
но и выступает на равных с солирующей партией — своеобразный диалог солирующей
партии и оркестра позволяет достичь наибольшего драматического эффекта и выразительности
музыкального языка. Состав оркестра был также несколько изменен Бахом. В его
концертах клавесин оставляет за собой исключительную функцию генерал-баса,
а к оркестру добавляются трубы, поперечные флейты, флейты-пикколо и гобои.