Концерт

Барокко

Вернуться на главную

Фронтиспис рукописного сборника концертов Вивальди, посвященные Фридриху Кристиану Польскому в связи сего пребыванием в Венеции

Фронтиспис "Симфонии и концерты" Томмазо Альбинони. Посвящены герцогу Мантуанскому

"Брандербургские концерты" И. С. Баха, посвященные маркграфу Бандербургскому.

   Инструментальная форма концерта может считаться подлинным вкладом барокко, в котором воплотились эстетические идеалы эпохи, отмеченной внезапными переменами, тревогой и напряженным ожиданием. Концерт — это своего рода музыкальная игра света и тени, некая конструкция, где каждая составная часть находится в противодействии остальным частям. С появлением концерта рождается тенденция к музыкальному повествованию, к развитию мелодии как некоего языка, способного передавать глубины человеческих чувств. В действительноети этимология слова «concertare» происходит от слов «состязаться», «сражаться», хотя также понимание смысла этой музыкальной формы соединено с «consertus» или «conserere», что значит «согласовывать», «приводить в порядок», «объединять». Так мы видим, что этимологические значения очень хорошо соответствуют цели композиторов, которые, посредством новой формы способствовали удивительному продвижению вперед музыкального языка эпохи.

Возникновение и развитие жанра
В течение второй половины XIX в. термин применяли, чтобы ориентировать и направить действия ансамбля голосов или инструментов. Но когда Адриано Банкьери опубликовал в 1599 г. свои «Церковные концерты», они уже предвеглачи тот тип композиции, в котором голоса чередовались, менялись местами, перекликались над гармоническим сопровождением произведения. Начинания Банкьери были без промедления продолжены Лудо-внко Гросси да Виадана (ок. 1560-1627), которому приписывают введение в употребление бассо контннуо (генерал-баса) в «Ста церковных концертах» (1602). В этих произведениях аккомпанемент играет рать полифонического сопровождения вокальной линии, которой доверена главная ^! роль. В течении XV11 и XVIII веков слово «концерт» продолжало употребляться как синоним слова «ансамбль», как, например, в оПьесахдлн клавесина в концертах» (1741) Жана-Филиппа Рамо, которые представляют собой разновидность сюит для клавесина, флейты или скрипки и виолы да гамба. На севере Италии понятие «концерт» начало отождествляться с оркестровым произведением, в котором оркестровые группы противопоставляются друг другу в проведении основных тем.
Обычно концерт пишется в трех частях — Аллегро, Адажио, Аллегро — т. е. с использованием контраста быстрых и медленных темпов. Этот тип композиции получил название concerto grosso (большой концерт) из-за наибольшего по тому времени количества музыкантов, входящих в состав оркестра, исполняющего концерт. Как бы там ни было, в ансамбле некоторые музыканты обладали более высоким мастерством, и им доверяли солирующие партии (a solo). Они постепенно образовывали так называемые concertino (концертино), составленные обычно из двух скрипок и виолончели, в то время как остаток оркестровой группы именовался ripieno (рипиено, итал. — полный). Алессандро Страделла опубликовал около 1670 г. первый большой концерт под заглавием «Симфония в ре». Но окончательно форма концерта была сформирована композитором и скрипачом Арканджело Корелли (1653—1713). Его двенадцать «Кончерти фосси» Ор. 6 (1714) достигли необыкновенного успеха. Его гениальные последователи Антонио Вивальди и Георг Фридрих Гендель создали великолепные образцы этого жанра.

Сольный концерт
Именно Вивальди, выдающийся представитель венецианской школы, вместе с Томмазо Альбинони (1671-1751) и Бенедетто Марчелло (1686—1739) был тем, кто содействовал окончательному формированию жанра сольного концерта на основе большого концерта (кончерто гроссо). Первыми сольными концертами стали концерты, написанные для скрипки. Вивальди оставил в этом жанре поистине гениальное наследие. Однако необходимо упомянуть имя Джузеппе Торелли (1658- 1709), который также стоял у истоков жанра и прямым наследником которого стал Джузеппе Тартини (1692-1770). Торелли, Тартини и Вивальди создали образны барочного сольного концерта. Новатором в этом жанре выступил Иоганн Себастьян Бах, написав свои знаменитые Бранденбургские концерты. В них рипиено (ripieno) не только аккомпанирует сольному инструменту, но и выступает на равных с солирующей партией — своеобразный диалог солирующей партии и оркестра позволяет достичь наибольшего драматического эффекта и выразительности музыкального языка. Состав оркестра был также несколько изменен Бахом. В его концертах клавесин оставляет за собой исключительную функцию генерал-баса, а к оркестру добавляются трубы, поперечные флейты, флейты-пикколо и гобои.

Позднее барокко

 

Hosted by uCoz