Духовная музыка

Барокко

Вернуться на главную

Авторская страница оратории "мессия". 1742 г.

Гравюра, изображающая исполнение кантаты в немецком городе во времена Баха.

Картина Франческо Солимена. Библейский сюжет, пользующийся наибольшей популярностью у музыкантов эпохи барокко

    С появлением стиля «concertato» церковная музыка в XVI11 в. претерпевает большие изменения. Искусству контрапункта и пе-нию a capella был противопоставлен новый вокальный жанр с инструментальным сопровождением.
Известными композиторами раннего периода барокко были Грегорио Аллегри (1582-1652), автор песнопений, месс «Miserere» и Паоло Агоси (ок. 1538-1629), который также работал в технике контрапункта. Оба композитора были последователями Джованни Габриели. Технику Габриели продолжал усовершенствовать и его ученик Алессандро (ок. 1575-1630), написавший, помимо сборника кантат и арий (1620), несколько месс и песнопений, в которых прослеживается влияние оперных композиторов, в частности Монтеверди.

Жанр оратории
Джакомо Кариссими (1605-1674), итальянский композитор, с именем которого связывают появление жанра оратории. Эта драматическая музыкальная форма не была предназначена для постановки. Она появилась в середине XVII в., возникнув из итальянской духовной внелитургической песни - лаулы. Дуэты, арии и многочисленные хоралы монументального характера составляли основу оратории. Партитуры Джованни Франчсско Анерио (ок. 1567-1630), Северо Бонини (1582-1663) и Кариссими включали тексты на латинском языке, которые были взяты из Ветхого завета. Предназначенные для исполнения во время великого поста, первые оратории прозвучали в «Santissimo Crocefisso» в Риме, там, где обычно ставились песнопения и лауды. Кариссими представил публике самые известные свои произведения -«Jephte» (ок.1650) и «Jonas» (ок. 1654). Оратории были разделены на две части и исполнялись до и после проповеди. В течение нескольких лет Кариссими преподавал в Немецком колледже в Риме, что способствовало распространению жанра оратории в Германии, поскольку его ученики привезли ораторию на свою родину. Одним из его учеников был Иоганн Каспар Керл (1627-1693), автор «Piaei fort is mulier Santa Natalia» (1677). Во Франции в этом жанре работал другой ученик Кариссими - Марк-Антуан Шарпентьс (ок. 1645-1704), автор ораторий «Judith sive Bethulia liberata» (1670), «Josue» (1680), «Le reniemenl de Saint Pierre» (1700).


Расцвет жанра
В последней трети XVII в. происходит настоящий расцвет жанра оратории к творчестве Алессандро Страделла и Алессандро Скарлатти. Они вводят в ораторию арию и инструментальные части из concerto grosso. Эти нововведения стали основой для великих произведений Иоганна Себастьяна Баха. Его «Страсти» также построены по принципу оратории. Бах написал три оратории, а Гендель, оставив оперную карьеру, полностью посвятил себя развитию этого жанра и достиг на этом поприше необычайных иысот. Среди его ораторий — «Эсфирь» (1735), «Саул» (1739), «Израиль в Египте» (1739), «Самсон» (1743), «Иула Макковей» (1747) и. конечно, «Мессия» (1742) - лунная из ораторий, написанных за всю историю музыки.

Жанр кантаты
Не менее популярным вокально-инструментальным жанром эпохи барокко была кантата, появившаяся в XVII в. Первые сборники кантат принадлежат Алессанлро Гранли и Доменико Кривеллати ("Canlatc diverse", 1628). Жанр кантаты возник на основе мадригала, ее содержание позднее было заменено цитатами из Священного Писания. Большой вклад в развитие жанра кантаты внес Алессанлро Скарлатти.
Кантата была очень популярной в Германии, благодари творчеству Дитриха Букете-худе (ок.1637—1707), Иоганна Себастьяна Баха и Георга Филиппа Телеманна, музыкантов, создавших великолепные образцы жанра.

Концерт

 

Hosted by uCoz