Барокко
Авторская страница оратории "мессия". 1742 г.
Гравюра, изображающая исполнение кантаты в немецком городе во времена Баха.
Картина Франческо Солимена. Библейский сюжет, пользующийся наибольшей популярностью у музыкантов эпохи барокко
С появлением стиля «concertato»
церковная музыка в XVI11 в. претерпевает большие изменения. Искусству контрапункта
и пе-нию a capella был противопоставлен новый вокальный жанр с
инструментальным сопровождением.
Известными композиторами раннего периода барокко были Грегорио Аллегри (1582-1652),
автор песнопений, месс «Miserere» и Паоло Агоси (ок. 1538-1629), который
также работал в технике контрапункта. Оба композитора были последователями
Джованни Габриели. Технику Габриели продолжал усовершенствовать и его ученик
Алессандро (ок. 1575-1630), написавший, помимо сборника кантат и арий (1620),
несколько месс и песнопений, в которых прослеживается влияние оперных композиторов,
в частности Монтеверди.
Жанр оратории
Джакомо Кариссими (1605-1674), итальянский композитор, с именем которого
связывают появление жанра оратории. Эта драматическая музыкальная форма не
была предназначена для постановки. Она появилась в середине XVII в., возникнув
из итальянской духовной внелитургической песни - лаулы. Дуэты, арии и многочисленные
хоралы монументального характера составляли основу оратории. Партитуры Джованни
Франчсско Анерио (ок. 1567-1630), Северо Бонини (1582-1663) и Кариссими включали
тексты на латинском языке, которые были взяты из Ветхого завета. Предназначенные
для исполнения во время великого поста, первые оратории прозвучали в «Santissimo
Crocefisso» в Риме, там, где обычно ставились песнопения и лауды. Кариссими
представил публике самые известные свои произведения -«Jephte» (ок.1650)
и «Jonas» (ок. 1654). Оратории были разделены на две части и исполнялись
до и после проповеди. В течение нескольких лет Кариссими преподавал в Немецком
колледже в Риме, что способствовало распространению жанра оратории в Германии,
поскольку его ученики привезли ораторию на свою родину. Одним из его учеников
был Иоганн Каспар Керл (1627-1693), автор «Piaei fort is mulier Santa Natalia»
(1677). Во Франции в этом жанре работал другой ученик Кариссими - Марк-Антуан
Шарпентьс (ок. 1645-1704), автор ораторий «Judith sive Bethulia liberata»
(1670), «Josue» (1680), «Le reniemenl de Saint Pierre» (1700).
Расцвет жанра
В последней трети XVII в. происходит настоящий расцвет жанра оратории
к творчестве Алессандро Страделла и Алессандро Скарлатти. Они вводят в
ораторию арию и инструментальные части из concerto grosso. Эти нововведения
стали основой для великих произведений Иоганна Себастьяна Баха. Его «Страсти»
также построены по принципу оратории. Бах написал три оратории, а Гендель,
оставив оперную карьеру, полностью посвятил себя развитию этого жанра и
достиг на этом поприше необычайных иысот. Среди его ораторий — «Эсфирь»
(1735), «Саул» (1739), «Израиль в Египте» (1739), «Самсон» (1743), «Иула
Макковей» (1747) и. конечно, «Мессия» (1742) - лунная из ораторий, написанных
за всю историю музыки.
Жанр кантаты
Не менее популярным вокально-инструментальным жанром эпохи барокко была кантата,
появившаяся в XVII в. Первые сборники кантат принадлежат Алессанлро Гранли
и Доменико Кривеллати ("Canlatc diverse", 1628).
Жанр кантаты возник на основе мадригала, ее содержание позднее было заменено
цитатами из Священного Писания. Большой вклад в развитие жанра кантаты
внес Алессанлро Скарлатти.
Кантата была очень популярной в Германии, благодари творчеству Дитриха Букете-худе
(ок.1637—1707), Иоганна Себастьяна Баха и Георга Филиппа Телеманна, музыкантов,
создавших великолепные образцы жанра.