Джаз

Основные стили

 

Как происходит со многими други-ми понятиями, джаз -- понятие слишком конкретное, не способное отразить все богатство, которое его значение таит в себе, все то разнообразие течений и стилей, которое оно содержит. Самое большее, что мы можем сказать о джазе, - это то, что речь идет о форме музыки, которая родилась в Соединенных Штатах в конце XIX века. Начиная с этого момента все широкие обобщения рискованны.

Происхождение джаза
В 1865 г., когда закончилась Гражданская война, военные марши южан (сторонников Юга) в Новом Орлеане звучали вместе с ан-тильской музыкой креолов и духовными песнопениями «gospel» и «spirituals» негритянского населения, потомков рабов, вывезенных из Восточной Африки. Из этого смешения в конце века возник новый музыкальный стиль - рэгтайм, музыка, исполняющаяся в синкопированной манере, которая постепенно утвердилась благодаря таким фигурам, как Скотт Джоплин (1868-1917). До 1900 г. этот своеобразный стиль эволюционировал, пока не достиг вершин того, что сегодня нам известно как джаз. Еще необходимо добавить то огромное влияние, которое оказал блюз, музыкальный жанр - наследник традиций «gospel» и духовных песен «spirituals», традиции которых также впитал джаз. Такие первоначальные влияния создали из этого стиля необыкновенно выразительную музыку. Новоорлеанский стиль быстро стал межрасовым, до момента, когда группа белых музыкантов «Original Dixieland Jazz Band» с триумфом выступила в Нью-Йорке в 1917 г. Это был год, когда были записаны «Indiana» и «Darkiown Strutters? Ball». Они считаются первой в мире записью джаза. Вскоре центр джаза переместился из Нового Орлеана в Нью-Йорк, а затем в Чикаго, где в 20-е годы появился трубач, чьи гениальные импровизации очаровали город: Луи Армстронг (1900-1971)- Тем временем в Нью-Йорке саксофонист и кларнетист Сидней Беше (1897-1959) и его соло блистали собственным огнем. В 20-е годы начали возникать также биг-бэнды, которые постепенно заняли место первоначальных маленьких ансамблей.

Эра свинга
Биг-бэнды характеризовались своей жизнерадостной, сверкающей и непринужденной манерой исполнения, которая получила название свинг. Свинг заполонил танцевальные залы Соединенных Штатов. Имена таких исполнителей, как тромбонист Глен Миллер (1904-1944) и его оркестр, или кларнетист Бенни Гудмен
(1909-1986). прознанный «королем свинга», стали главными героями американского нового направления музыки. Не следует забывать и знаменитейшего Дюка Эллингтона (1899-1974) и его оркестр «The Wishinglonians», которые в 1927 г. с триумфом выступали в «Cotton Club» — легендарном джазовом клубе, в нью-йоркском районе Гарлем. Кроме того, в тридцатые годы появились великие джазовые вокалисты: такие, как Элла Фицджералд (1918-1996), Билли Ход идей (1915-1959) или Фрэнк Синатра (1915-1998).

Би-боп и кул джаз
До 40-х годов молодые негритянские музыканты, уставшие от формализма свинга и биг-бэндов, решили перейти к стилю, в котором первое место занимала бы ритмическая и гармоническая свобода: «bebop» (би-боп). Пионерами этого революционного стиля были: саксофонист Чарли Берд Паркер (1920-1955), трубач Диззи Гиллеспи (1917-1993) и пианист Тслониус Монк (1917-1982). Тем не менее в 50-е годы в неудержимом развитии джаза возникло противодействие стандартизированному би-бопу, получившее название «cool jazz» (кул джаз), стиль более мелодичный, менее нерйный и до определенной степени более строгий в правилах. Артисты, такие, как трубач Майлз Дейвис (1926—1991) или саксофонист Стэн Гети (1927-1991) придали цельную форму этому стилю джаза.

Джаз сегодня
Как отражение революционного духа, волновавшего афроамериканские общины шестидесятых годов, возник «free jazz» (фри джаз), стиль, где импровизация — это основа для всего музыкального развития, вне какой-нибудь заранее установленной гармонической схемы. Саксофонист Орнетт Коулмен (1930) превратился в одного из наиболее величайших выразителей этого течения. За фри джазом, совершенствуясь, следовали в семидесятые годы различные музыкальные стили, которые добивались акустического обновления, вдохновляясь один от другого. Из этого возник синтез стилей, получивший название «jazz fussion» (джаз фьюжн). Одним из основных жанров, с которыми объединялся джаз, был рок, особенно в творениях такого музыканта, как Фрэнк Заппа (1940-1993). В последнее десятилетие XX пека джаз пережил процесс, параллельный процессам в классической музыке, и превратился в культовый жанр. С другой стороны, джаз стал предвестником направлений популярной музыки, которые могут порождать новое звучание, заимствуя частично из предыдущих стилей.

made by Anna

 

Джонни Доддс, Луи Армтсронг, Джонни Сент - Сир, "Кид" Ори и Лилиан Хардин, 1925г.

Афиша первой джазовой звукозаписи в исполнении "Original Dixieland Jazz Band".

Трубач Майлз Дейвис - один из великих революционеров джаза 2-й пол. 19 века.

Электронная музыка

Джаз
Поп-музыка
Рок-музыка

вернуться на главную

Bill Conti "Coctails"

Хип - Хоп
Hosted by uCoz