Имя Клода Дебюсси (1862-1918)
навсегда останется связанным с лидерством в импрессионистском и символистском
музыкальных течениях. Поэты-с им вол исты Верлен, Бодлер и Малларме оказывали
влияние на его музыку, так же как и произведения живописи художников-импрессионистов,
таких, как Мане и Моне. Авторитетное воздействие первых, к интеллектуальному
обществу которых принадлежал музыкант, является наиболее ясным и менее оспариваемым,
чем предполагаемое влияние вторых, хотя в 1887 г. его сюита «Printemps»,
сочиненная на Вилле Медичи в Риме, была плохо принята Академией из-за своего
«расплывчатого импрессионизма». Однако сам Дебюсси отвергал определение себя
как композитора-импрессиониста.
Оригинальная и абстрактная музыка
Творчество Дебюсси не признает включение ни в один музыкальный «изм». Фактически
он никогда не был завсегдатаем в музыкальных кругах, предпочитая камерные
артистические и литературные вечеринки. Хотя именно он считается основоположником
музыкального импрессионизма. В своем творчестве он опирался на музыкальные
традиции Франции, такие, как музыка французских клависинистов (Ф. Куперена,
Ж.-Ф. Рамо) и лирическая опера и романс (Ш. Гуно. Ж. Массне). Дебюсси воплощал
в своем творчестве тончайшие оттенки человеческих эмоций и явлений природы.
Сам Дебюсси однажды сказал: «Мы стараемся добиться неприкрашенной музыки.
Мы уклоняемся от того, чтобы эмоция подавлялась избытком превосходящих мотивов
и набросков... Как правило, если кто-то размышляет только, как усложнить
форму, он просто не знает того, что хочет сказать». Для музыки Дебюсси характерна
утонченность, зыбкость настроений, изысканность и прихотливость гармонии.
Новый мир звуков
Кроме французской музыки Дебюсси испытал в своем творчестве влияние традиций
русской музыки - кружка Могучая кучка» и Модеста Петровича Мусоргского.
Дебюсси выработал свой собственный неповторимый стиль. Начиная с 1890 г.
он создает свои лучшие шедевры: оперы «Пеллеас и Мелизанда» (1902), «Падение
дома Эшеров» (1917, не окончена), балет «Камма» (1912), поэма для голосов
с оркестром «Дева-избранница» (1888), оркестровые «Ноктюрны» (1899), 3
симфонических эскиза «Море» (1905) - это некоторые из них. Его оркестровая
«Прелюдия к * После полуденному отдыху фавна»» (1894) -своеобразный манифест
музыкального импрессионизма. Она открывает новый звуковой мир. О нем сказал
Пьер Булез, что оно «повлекло за собой пробуждение музыки стиля модерн».
Первая тема, порученная флейте, с использованием хроматической гаммы, уже
вводит нас в мир грез и сновидений. Премьера вызвала противоположные мнения:
публика своими аплодисментами заставила повторить пьесу, а критика не приняла
произведение, которое «не нуждалось в понимании, а только в чувстве». Дебюсси
еше более отдаляется от классической традиции в балете «Игры» (1913). Правда,
вначале успех *Игр» затмила премьера «Весны священной» Игоря Стравинского,
которая прошла двумя неделями позже - 29 марта 1913 г. «Игры» были фактически
вторично открыты для широкой публики и восстановлены в 50-е гг. XX в. новым
поколением композиторов, среди которых упомянутый Булез.
Возвращение к традициям
Последние годы Дебюсси были омрачены тяжелой болезнью (в 1909 г. он заболел
раком). Он также переживал за свою страну, ввергнутую в Первую мировую войну,
и для защиты которой он мог содействовать только своей музыкой: его сонаты,
написанные в честь французских композиторов прошлого, носили патриотический
заголовок «Клод Дебюсси - французский композитор». Несмотря на болезнь, в это
время Дебюсси много путешествовал - Москва, Амстердам, Рим, Лондон, - и его
сочинительская и исполнительская деятельность никоим образом не прекратилась.
Дебюсси умер в 1918 г., в то время когда германская пушка Большая Берта бомбардировала
Париж. Его музыка осталась жива, и ее влияние испытали на себе композиторы
такой разной эстетики, как Морис Равель, Арнольд Шёнберг и Оливье Мессиан,
которые столько значили для нового музыкального языка XX в., о котором мы поговорим
на следующих страницах.