Клод Дебюсси

Импрессионизм

Вернуться на главную

Портрет Клода Дебюсси, написанный в 1903 г.

Три участницы русского балета. Акварель работы Гросса.

Фронтиспис оригинального издания цикла поэм, написанных символистом Россетти

 

    Имя Клода Дебюсси (1862-1918) навсегда останется связанным с лидерством в импрессионистском и символистском музыкальных течениях. Поэты-с им вол исты Верлен, Бодлер и Малларме оказывали влияние на его музыку, так же как и произведения живописи художников-импрессионистов, таких, как Мане и Моне. Авторитетное воздействие первых, к интеллектуальному обществу которых принадлежал музыкант, является наиболее ясным и менее оспариваемым, чем предполагаемое влияние вторых, хотя в 1887 г. его сюита «Printemps», сочиненная на Вилле Медичи в Риме, была плохо принята Академией из-за своего «расплывчатого импрессионизма». Однако сам Дебюсси отвергал определение себя как композитора-импрессиониста.

Оригинальная и абстрактная музыка
Творчество Дебюсси не признает включение ни в один музыкальный «изм». Фактически он никогда не был завсегдатаем в музыкальных кругах, предпочитая камерные артистические и литературные вечеринки. Хотя именно он считается основоположником музыкального импрессионизма. В своем творчестве он опирался на музыкальные традиции Франции, такие, как музыка французских клависинистов (Ф. Куперена, Ж.-Ф. Рамо) и лирическая опера и романс (Ш. Гуно. Ж. Массне). Дебюсси воплощал в своем творчестве тончайшие оттенки человеческих эмоций и явлений природы. Сам Дебюсси однажды сказал: «Мы стараемся добиться неприкрашенной музыки. Мы уклоняемся от того, чтобы эмоция подавлялась избытком превосходящих мотивов и набросков... Как правило, если кто-то размышляет только, как усложнить форму, он просто не знает того, что хочет сказать». Для музыки Дебюсси характерна утонченность, зыбкость настроений, изысканность и прихотливость гармонии.

Новый мир звуков
Кроме французской музыки Дебюсси испытал в своем творчестве влияние традиций русской музыки - кружка Могучая кучка» и Модеста Петровича Мусоргского. Дебюсси выработал свой собственный неповторимый стиль. Начиная с 1890 г. он создает свои лучшие шедевры: оперы «Пеллеас и Мелизанда» (1902), «Падение дома Эшеров» (1917, не окончена), балет «Камма» (1912), поэма для голосов с оркестром «Дева-избранница» (1888), оркестровые «Ноктюрны» (1899), 3 симфонических эскиза «Море» (1905) - это некоторые из них. Его оркестровая «Прелюдия к * После полуденному отдыху фавна»» (1894) -своеобразный манифест музыкального импрессионизма. Она открывает новый звуковой мир. О нем сказал Пьер Булез, что оно «повлекло за собой пробуждение музыки стиля модерн». Первая тема, порученная флейте, с использованием хроматической гаммы, уже вводит нас в мир грез и сновидений. Премьера вызвала противоположные мнения: публика своими аплодисментами заставила повторить пьесу, а критика не приняла произведение, которое «не нуждалось в понимании, а только в чувстве». Дебюсси еше более отдаляется от классической традиции в балете «Игры» (1913). Правда, вначале успех *Игр» затмила премьера «Весны священной» Игоря Стравинского, которая прошла двумя неделями позже - 29 марта 1913 г. «Игры» были фактически вторично открыты для широкой публики и восстановлены в 50-е гг. XX в. новым поколением композиторов, среди которых упомянутый Булез.

Возвращение к традициям
Последние годы Дебюсси были омрачены тяжелой болезнью (в 1909 г. он заболел раком). Он также переживал за свою страну, ввергнутую в Первую мировую войну, и для защиты которой он мог содействовать только своей музыкой: его сонаты, написанные в честь французских композиторов прошлого, носили патриотический заголовок «Клод Дебюсси - французский композитор». Несмотря на болезнь, в это время Дебюсси много путешествовал - Москва, Амстердам, Рим, Лондон, - и его сочинительская и исполнительская деятельность никоим образом не прекратилась. Дебюсси умер в 1918 г., в то время когда германская пушка Большая Берта бомбардировала Париж. Его музыка осталась жива, и ее влияние испытали на себе композиторы такой разной эстетики, как Морис Равель, Арнольд Шёнберг и Оливье Мессиан, которые столько значили для нового музыкального языка XX в., о котором мы поговорим на следующих страницах.

Мир настоящего

 

Hosted by uCoz