Портрет Пьетро Метастазио, придворного поэта в Вене с 1730 г.
Сцена из оперы "Арзаче" Франческо Фео. Турин, 1741 г.
Фронтиспис партитуры одного из главных заглавий из репертуара оперы - буффа "Тайный брак".
Модель для оперы "Армида" Гайдна. Театр Эстерхази, 1784 год.
Внутренний вид театра в Вене, построенного между 1798 и 1801 гг. Центр немецкой оперы.
Сценография "Зверь, луч и камень" - сарсуэла на либретто Кальдерона де ла Барки
В середине XVIII в.
самые престижные и авторитетные европейские дворы, за исключением французского,
располагали своими собственными труппами итальянской оперы. Такие города,
как Лондон, Санкт-Петербург или Вена имели в своем распоряжении итальянских
музыкантов или театральные труппы, сформировавшиеся в Италии. Развитие жанра
серьезной оперы (опера-сериа) достигло своего максимального выражения с назначением
Пьетро Метастазио на должность официального придворного поэта при дворе императора
Карла VI Австрийского, должность, которую он также занимал по повелению Ма-рии-Терезии
и Иосифа II. Его либретто, вдохновленные античной мифологией, были использованы
самыми выдающимися композиторами эпохи. «Метастазианские» оперы состояли
из трех актов и главными действующими лицами были самое большее шесть персонажей.
За немногими исключениями в опере не было хоров и драматическое действие
развивалось в речитативах.
Опера-сериа (серьезная опера)
Среди композиторов-«метастазианцев» выделился Адольф Гассе (1699-1783), капельмейстер
курфюрста Саксонии, который на-аелил свои оперы атмосферой, насыщенной чистым
галантным музыкальным стилем. Подобным образом Карл Генрих Граун (1703 или
1704-1759) в своей опере «Моктесума» (1755) начал заменять арии da capo (с
начала), характерные дли эпохи барокко, каватинами. Кроме того, он сократил
количество речитативов secco (сухой), то есть тех. которые сопровождались
только лишь несколькими аккордами клавесина. Так начиналась реформа оперы,
направленная дать приоритет естественности, просто те и искренности. Зарождающаяся
реформа затронула даже «самый представительный город серьезной оперы* — Неаполь.
Композиторы, такие как неаполитанец Никколо Джомелли (1714-1774) и Томмазо
Ираетта (1727-1779), хотя и продолжали приспосабливать статичные либретто Метастазио
к новым веяниям и совершенствовать арию da capo, начали в то же время использовать
речитатив accompagnalo (аккомпанируе-мый). сопровождаемый целым оркестром,
и предоставлять большую важность хору. Между тем, во Франции лирическая трагедия
со своими балетами, своими хорами и эффектными театральными монтажами достигла
в ;шце Жана-Филиппа Рамо своего максимального расцвета, блеска и славы. Скоро,
однако, пробила себе дорогу эстетика, более созвучная с галантным стилем классицизма
и близкая народу, любителю комической оперы. Европа оказалась тогда впутанной
в серию династических войн и финансовых кризисов. Серьезная опера также оказалась
затронута такими же переменами, зарождалась опера-буффа.
Зарождение нового жанра
Комедия dell'arte со своими персонажами «из мяса и костей» понемногу теснит
со сцены патетику мифологических героев античности. Если первые оперы-буффа
были не более чем краткие пьесы, которые представлялись для развлечения публики
в антрактах серьезных опер — отсюда название intermezzi (интермеццо), — то
постепенно они, развиваясь, заняли прочное место иа сиене. Таким образом, уже
в середине 1750-х гг. этот жанр начал брать верх над серьезной оперой. Опера
«Милосердие Тита» (1791) Моцарта была одна из последних опер-сериа, написана
в эпоху классицизма.
Провозвестником нового жанра явился Джованни Баттиста Перголези (1710-1736)
с интермеццо «Служанка-госпожа» (1733). Для этого жанра прежде всего была
характерна веселая буффонада (отсюда и название), небольшие масштабы с 2—3
действующими лицами ц яркая и запоминающаяся мелодика. Европа желала и требовала
оперы-буффа, но во многих случаях поспешность ее написания, также как и низкое
качество либретто, вызвало сотни поделок, которые сейчас полностью забыты.
Среди композиторов, писавших оперы-буффа, выделился Никколо Пиччини (1728-1800),
Джованни Паизнелло (1740-1816) и
Доменико Чимароза ((1749-1801) - автор знаменитой оперы «Тайный брак» (1792).
Их творчество подчеркнуло блеск жанра, который в творчестве Моцарта («Свадьбы
Фигаро») и Россини («Итальянка в Алжире» и «Севильский цирюльник») пришёл
к максимальному расцвету и славе. В XX в. жанр оперы-буффа стремился возродить
Э. Вольф-феррари. В России некоторые буффонные традиции были воплощены в
творчестве С.С. Прокофьева («Любовь к трем апельсинам», «Обручение в монастыре»)
и И. Ф. Стравинского («Маврав).
Оперные жанры Франции, Англии, Германии и Испании
Текст либретто итальянской оперы-буффа полностью
перекладывался на музыку, однако в других музыкально-сценических жанрах в
других странах Европы часть текста либретто оставляли без музыкального сопровождения.
Это случай французской комической оперы (opera-cornique), немецкого зинштиля
(singspiel), испанской тоналильи и английской балладной оперы (ballad opera),
где чередуются, сменяя друг друга, музыкальные фрагменты и живой разговор.
Именно в разговорных частях происходит драматическое действие произведения,
в то время как арии и концертные номера дают возможность отразить только
особенности характеров и внутреннего мира персонажей.
Французская комическая опера
В 1752 г. неаполитанская опера-буффа торжествует победу в Париже с представлением
оперы Перголези «Служанка-госпожа». Это подтолкнуло деятелей культуры того
времени к ожесточенной полемике по вопросам оперного искусства, получившей
название «Война буффонов». Философы-энциклопедисты, такие как Д. Дидро, Ж.
Д'Алам-бер и Ж.-Ж, Руссо приветствовали итальянскую оперу-буффа, которая
была более естественной и простой по сравнению с усложненной патетикой и
символизмом барочной оперы-сериа. Свои идеи Руссо воплотил на практике -
он сочинил оперу «Деревенский колдун», премьера которой состоялась в Париже
в 1752 г. Такие авторы, как Франсуа Андре Филидор (1726—1795) со своей оперой
«Том Джонс» (1765) и Андре Гретри (1741—1813), автор «Ричарда Львиное сердце»
(1784) — первопроходцы в жанре французской комической оперы. Комическая опера,
являющаяся продолжательницей традиций комедии dell'arte, высмеивает штампы
оперы-сериа — обожествляемые герои превращаются в смешных и глупых хозяев,
а слуги наделяются умом и хитростью. Сторонники французской оперы (лирических
трагедий) видели в итальянской опере-буффа нечто приземленное и не отвечающее
канонам высокого искусства. В 1754 г. итальянская труппа была выслана из
Парижа. Однако развернувшаяся дискуссия пробила брешь в непоколебимых устоях
барочной оперы и дала толчок к дальнейшему развитию оперного жанра.
Немецко-австрийский зингшпиль
В Австрии и Германии торжествует победу зингшпиль. Его основа
была заложена английской балладной оперой. Впервые балладная опера Чарльза
Коффи (ум. 1745) «The devil to pay» (1731) была поставлена в 1752 г. в Лейпциге
в переводе на немецкий язык пол заглавием «Превращенные женщины» («Die verwandelten
Weiber»). Можно сказать, что это был первый в истории зингшпиль - жанр,
который начал укореняться преимущественно на севере Германии. Также как
и французская комическая опера. зингшпиль связан с традициями итальянской
комедии dell'arte и, кроме того, с традициями народной австрийской импровизационной
комедии (в частности театра марионеток). Наивысшего расцвета жанр достиг
в творчестве В. А. Моцарта («Похищение из сераля» (1782), "Волшебная флейта"
(1791)). который обогатил непритязательные. гротескные, народно-бытовые
сюжеты ранних зингшпилей сложной философской символикой и глубоким лиризмом.
Традиции зингшпилей Моцарта были продолжены Л. ван Бетховеном в «Фиделио»,
а и XX в. воплотились в жанре мюзикла.
Испанские и английские жанры
Сарсуэла и тонадилья — «родные сестры» итальянской оперы-буффа, немецко-австрийского
зингшпиля и французской комической оперы. Как новый жанр сарсуэла появилась
в начале XVII в., хотя в последующее столетие была вытеснена оперой. В
середине XIX в. жанр был вновь возрожден. Тонадилья была предшественницей
сарсуэлы и родилась как краткая комическая интермедия, которая исполнялась
в антрактах комедии и серьезных опер. Однако с дальнейшим развитием тонадилья
все более приобретала черты итальянской опсры-буффа. В середине XVIII в.
появляется также английская балладная опера - жанр, развитие которого вскоре,
казалось, пошло на спад после «Оперы нищих» (1728) Джона Гея ((685-1732)
и произведений Джоха-на Кристофа Пепуша (1667-1752). Впоследствии балладная
опера приобрела черты итальянской оперы-буффа и французской комической
оперы. «Любовь в деревне» (1762) Томаса Арна (1710-1778) является первой
английской комической оперой, которая, также как и зингшпиль, вела к рождению
жанра мюзикла.
Крупные инструментальные формы