Основные стили
Многие заблуждаются по поводу поп – музыки, считая её «лёгкой», музыкой
для развлечения.
Поп – музыка – это прежде всего та музыка, которая родилась в процессе поисков
новых форм как композиторами, так и музыкантами. Главной её особенностью является
отказ от традиционных созвучий и способов извлечения звука, а также и весьма
своеобразная ритмика, которая нередко приобретает главное значение в произведении.
Очень распространенным является восприятие поп – музыки как музыки, предназначенной
исключительно для молодёжи. Это не так по нескольким причинам. Во – первых, художественными
поисками занимаются композиторы самого разного возраста. А во – вторых, её особая
популярность среди молодёжи объясняется тем, что именно молодёжь всегда была
наиболее восприимчивой к новинкам. Понятная ритмика, яркий образный язык делают
эту музыку доступной и понятной самой разной публике.
Теперь попробуем дать характеристику поп – музыки. Это музыка, отражающая бурный
характер жизни XX столетия. Но она отличается от классической не только этим.
Для поп – музыки характерно использование древнейших мелодических приёмов, резко
отличающихся от гармонических созвучий классической музыки. Вот почему в ритмах
поп – музыки так часто используется музыкальный фольклор африканских народов.
В своё время он дал мировой культуре джазовую музыку, а теперь его используют
и при создании поп – музыки. Поп – музыка состоит из музыки различных направлений
– рока, тяжелого рока, рэг – тайма и диско. Эти стили родились из блюзов и рок–н–ролла
, то есть из синтеза европейской и африканской музыки. Очень часто вокальная
часть сопровождается электронной техникой: электрогитарами, синтезаторами. Они
позволяют достичь совершенно непредсказуемых звуковых эффектов, недоступных обычным
музыкальным инструментам.
Поп-музыка - понятие, охватывающее разнообразные стили и жанры преим.
развлекат. эстр. музицирования 20 в. Следует отличать П.-м. от популярной
музыки в широком смысле слова, т.е. совокупности наиб. известных, часто
исполняемых произв. конц. репертуара. Выдвинутый в 1950-х гг. термин "П.-м." первоначально
применялся для обозначения рок-музыки. Ныне к П.-м. относят все явления
коммерч. муз.-развлекат. "индустрии", в т.ч. шлягер. Важнейшим
средством распространения П.-м. является грамзапись, что отражается на
облике композиций П.-м. (напр., рок-альбом). Совр. рынком сбыта П.-м.
совместно владеют ок. 10 англо-амер. фонографич. концернов, имеющих тесные
связи с радио и ТВ разл. капиталистич. стран, с конц. орг-циями, прессой,
магазинами, дискотеками. Их деятельность обеспечивает постоянную коммерциализацию
и стандартизацию творческих находок, а также продвижение к популярности
артистов-"звезд", узаконивающих или умело копирующих комплекс
модных стилистич. и тематич. признаков. Однако в рамках П.-м., особенно "новой" (т.е. рок-музыки),
в отличие от "старой" (шлягера) постоянно возникают течения
и явления, противостоящие коммерч. "индустрии" с ее идейной
тенденцией конформизма по отношению к буржуазным ценностям. К таковым
относился в начале своего развития "фолк-рок" (Б. Дилан), внесший
в П.-м. острую социальную тематику (в частности, антивоенную). С сер.
60-х гг. в П.-м. обрели большое значение т.н. третичные факторы композиции
(сложные виды электроакустич. трансформаций, наложений звучания, монтажа)
в отличие от "вторичных" (аранжировки) и "первичных" (ритмич.
и мелодико-гармонич. ткани). П.-м. стала значит. социально-культурным
феноменом 20 в., оказав воздействие на эстрадную музыку многих стран,
в т.ч. СССР.
(Чередниченко Т.В., Кризис общества - кризис искусства. Муз. "авангард" и
поп-музыка в системе буржуаз. идеологии, М., 1985, 1987; Шестаков Г.Ю., Музыка
в бурж. "массовой культуре". Критич. очерки, М., 1986.)
Хип-хоп-культура всё настойчивее пробирается сквозь музыкальные джунгли. Она
не даёт прохода на улицах, радуя глаз граффити, в клубах всё чаще устраиваются
батлы, и уже не только парни, но и девчонки освоили этот замысловатый танец.