Барокко
Картина Филиппа Мерсье, изображающая принца Гаальскогос его сестрами. Типичный ансамбль рококо.
Музыкальное собрание в Вене.
придворный музыкальный ансамбль эпохи рококо
Вслед за музыкальным расцветом
эпохи барокко, главными действующими лицами которого были композиторы, произведения
которых характеризуются точным определением стилей и форм, настал момент
сумерек и упадка, в котором барочные признаки и черты сгладились. С окончательным
и решающим «прощай!» контрапунктистским структурам Иоганн Себастьян Бах создал
золотое сокровище - гениальное «Искусство фуги» и повлек за собой приближение
к мелодико-напевной модели музыкального языка. Новые поколения композиторов
увидели в музыке своих предшественников продукт чистого разума, плод, выросший
в тени математических, умозрительных построений. Более позднее искусство
обратилось к сфере чувств, способных волновать и потрясать.
Стиль рококо
В 1-й пол. XVIII в. во Франции зародился новый стиль, который
впоследствии получил название «рококо». Правда прежде всего этот стиль получил
развитие в живописи и декоративно-при клал ном искусстве, особенно в оформлении
дворцовых интерьеров. Само название стиля происходит от французского «госаШе»
(рокайль), что означает буквально «осколки камней, раковины для отделки построек*.
Именно эти орнаментальные мотивы с их изощренной вычурной прихотливостью
линий были отличительной чертой стиля рококо в декоративно-прикладном искусстве.
В музыке представителями рококо считаются прежде всего французские кла-весинисты
Л. К. Дакен, Ф. Куперен и Ж. Ф. Рамо. Рамо известен также своими операми,
наряду с такими оперными композиторами, как Йиржи Антонин Бонда (1722-1795),
Пьетро Нардини (1722-1793) и Франсуа-Андре Филидор (1726-1795). Вообще для
музыкального искусства рококо характерны камерность, миниатюрность форм,
отказ от сложности музыкального языка барокко, обилие изысканных мелизматических
украшений. Недаром некоторые исследователи музыки соотносят рококо с т. н.
галантным стилем («style galant»), в котором полифония уступила место гомофонии,
а сама музыка отошла от академической учености и математической точности
барокко и приобрела черты «чувствительного стиля», дав почву для сентиментализма.
Поиск чувства
Хотя последние сочинения таких композиторов, как Франсуа Куперен и Жорж Муф-фат
(1653-1704) и даже Георг Филипп Телеман, представляют некоторые черты названного
галантного стиля, но с особенной силой этот стиль развивался не у французских,
а у немецких композиторов. Именно в Германии начал зарождаться сентиментализм,
который проявился отчасти в творчестве композиторов мангеймской школы.
Центрами этого нового музыкального движения были королевские дворы Берлина
и Мангсйма, помимо Вены, в которой работали такие композиторы, как Кристоф
Виллибальд Глюк (1714—1787), Леопольд Гасеман (1729-1774) и Карл Диттерс
фон Диттерсдорф (1739-1799).
Берлинская и мангеймская школы
Наиболее выдающиеся композиторы того периода работали в Берлине и Мангейме.
Именно поэтому новое направление получило название берлинской и мангеймской
школ. В Берлине творили два наиболее известных сына Баха: Вильгельм Фридеман
и Филипп Эммануил Бах (в это же время их брат Иоганн Кристиан Бах переживал
свой триумф в Лондоне), Иоганн Иоахим Квантц (1697-1773) и братья Бенда -
уже упомянутые Георг (Йиржи) и Франц (Франтишек)(1709-1786). В Мангейме мы
встречаем имена Иоганна Стамица (1717—1757) и его сына Карла Стамица (1745—1801),
Кристиана Каннабиха (1731 — 1798), Франца Ксавера Рихтера (1709-1789) и Игнация
Хольцбауэра (1711-1783). Все эти маэстро, которые стали предшественниками
гения Йозефа Гайдна и Вольфганга Амадея Моцарта, первыми выработали и способствовали
развитию формы симфонии и сонаты. Недаром мангеймская школа стала одной из
предшественниц венской классической школы. Образный строй произведений композиторов
берлинской и мангеймской школ отличается эмоциональностью и патетикой, что
требовало от исполнителей особых выразительных средств. Отсюда родились знаменитые
«длительные крещендо» и «мангеймские вздохи» - эффектные нарастания и спады
звучности и определенные мелодические обороты. На выразительное исполнение
композиторы обращали наибольшее внимание. Так, Карл Филипп Эммануил Бах в своем
«Опыте о настоящем искусстве играть на клавесине» (1753) советует исполнителям
некоторые из своих партитур «играть как только можно тихо и медленно».