Позднее барокко

Барокко

Вернуться на главную

 

Картина Филиппа Мерсье, изображающая принца Гаальскогос его сестрами. Типичный ансамбль рококо.

Музыкальное собрание в Вене.

придворный музыкальный ансамбль эпохи рококо

   Вслед за музыкальным расцветом эпохи барокко, главными действующими лицами которого были композиторы, произведения которых характеризуются точным определением стилей и форм, настал момент сумерек и упадка, в котором барочные признаки и черты сгладились. С окончательным и решающим «прощай!» контрапунктистским структурам Иоганн Себастьян Бах создал золотое сокровище - гениальное «Искусство фуги» и повлек за собой приближение к мелодико-напевной модели музыкального языка. Новые поколения композиторов увидели в музыке своих предшественников продукт чистого разума, плод, выросший в тени математических, умозрительных построений. Более позднее искусство обратилось к сфере чувств, способных волновать и потрясать.

Стиль рококо
В 1-й пол. XVIII в. во Франции зародился новый стиль, который впоследствии получил название «рококо». Правда прежде всего этот стиль получил развитие в живописи и декоративно-при клал ном искусстве, особенно в оформлении дворцовых интерьеров. Само название стиля происходит от французского «госаШе» (рокайль), что означает буквально «осколки камней, раковины для отделки построек*. Именно эти орнаментальные мотивы с их изощренной вычурной прихотливостью линий были отличительной чертой стиля рококо в декоративно-прикладном искусстве. В музыке представителями рококо считаются прежде всего французские кла-весинисты Л. К. Дакен, Ф. Куперен и Ж. Ф. Рамо. Рамо известен также своими операми, наряду с такими оперными композиторами, как Йиржи Антонин Бонда (1722-1795), Пьетро Нардини (1722-1793) и Франсуа-Андре Филидор (1726-1795). Вообще для музыкального искусства рококо характерны камерность, миниатюрность форм, отказ от сложности музыкального языка барокко, обилие изысканных мелизматических украшений. Недаром некоторые исследователи музыки соотносят рококо с т. н. галантным стилем («style galant»), в котором полифония уступила место гомофонии, а сама музыка отошла от академической учености и математической точности барокко и приобрела черты «чувствительного стиля», дав почву для сентиментализма.
Поиск чувства
Хотя последние сочинения таких композиторов, как Франсуа Куперен и Жорж Муф-фат (1653-1704) и даже Георг Филипп Телеман, представляют некоторые черты названного галантного стиля, но с особенной силой этот стиль развивался не у французских, а у немецких композиторов. Именно в Германии начал зарождаться сентиментализм, который проявился отчасти в творчестве композиторов мангеймской школы.
Центрами этого нового музыкального движения были королевские дворы Берлина и Мангсйма, помимо Вены, в которой работали такие композиторы, как Кристоф Виллибальд Глюк (1714—1787), Леопольд Гасеман (1729-1774) и Карл Диттерс фон Диттерсдорф (1739-1799).

Берлинская и мангеймская школы
Наиболее выдающиеся композиторы того периода работали в Берлине и Мангейме. Именно поэтому новое направление получило название берлинской и мангеймской школ. В Берлине творили два наиболее известных сына Баха: Вильгельм Фридеман и Филипп Эммануил Бах (в это же время их брат Иоганн Кристиан Бах переживал свой триумф в Лондоне), Иоганн Иоахим Квантц (1697-1773) и братья Бенда - уже упомянутые Георг (Йиржи) и Франц (Франтишек)(1709-1786). В Мангейме мы встречаем имена Иоганна Стамица (1717—1757) и его сына Карла Стамица (1745—1801), Кристиана Каннабиха (1731 — 1798), Франца Ксавера Рихтера (1709-1789) и Игнация Хольцбауэра (1711-1783). Все эти маэстро, которые стали предшественниками гения Йозефа Гайдна и Вольфганга Амадея Моцарта, первыми выработали и способствовали развитию формы симфонии и сонаты. Недаром мангеймская школа стала одной из предшественниц венской классической школы. Образный строй произведений композиторов берлинской и мангеймской школ отличается эмоциональностью и патетикой, что требовало от исполнителей особых выразительных средств. Отсюда родились знаменитые «длительные крещендо» и «мангеймские вздохи» - эффектные нарастания и спады звучности и определенные мелодические обороты. На выразительное исполнение композиторы обращали наибольшее внимание. Так, Карл Филипп Эммануил Бах в своем «Опыте о настоящем искусстве играть на клавесине» (1753) советует исполнителям некоторые из своих партитур «играть как только можно тихо и медленно».

 

Классицизм

 

Hosted by uCoz