Классицизм
Внутренний вид Вестминстергского аббатства во время празднования столетия со дня рождения Генделя в 1785 г.
Фронтиспис "Семь последних слов Христа на кресте" Й. Гайдна - оратория. 1801 год.
Собор и площадь Св. Петра, рядом с которой жил Бетховен. Вена
Вплоть до XV11 в. церковь
оставалась главным центром музыкального профессионализма. Начиная с середины
XVIII в. композиторы стали оказывать большее внимание светским музыкальным
жанрам, нежели церковной музыке. Расцвет таких жанров, как опера, симфонии,
концерт, соната повлиял на реформирование жанров сугубо церковных. К XVIII
в. григорианский хорал уже практически не использовался; многоголосный мотет
уступил место кантате. Реформа проявилась в драматизации и симфонизации церковных
жанров, что приводило иногда к тому, что произведения, написанные изначально
для богослужений, теряли свою первоначальную функцию и переходили в разряд
светских концертных композиций. Однако церковная музыка продолжала занимать
ведущее место в музыкальном искусстве. Произведения церковной музыки создавали
композиторы венской классической школы. Мессы И. Гайдна, Реквием В. А. Монарта,
«Торжественная месса» Л. ван Бетховена — бесценный дар на алтарь церковной
музыки XVIII-XIX вв.
Церковные жанры
На протяжении XVI-XV1I вв. основным церковным жанром протестантской
музыки был многоголосный мотет. Иоганн Себастьян Бах поставил на первое место
жанр «страстей» — храмовое действо о страданиях и смерти Христа, основанное
на евангельских текстах и известное еще с W в. «Страсти по Иоанну» (1724).
«Страсти по Матфею» (1727 или 1729) и «Высокая Месса h-moll (1747-1749) Баха
- вершина церковной музыки XVIII в. Продолжают развиваться и инструментальные
жанры церковной музыки. Особенно существенную роль стал играть орган. Прелюдирование
на хоральные темы предваряло и завершало службу, а по ходу литургии исполнялись
прелюдии, фуги, токкаты, ричеркары. «Stabat Mater» (1736) Перголези открыла
дверь для проникновения галантной эстетики в церковную музыку. Традиции Перголези
продолжили композиторы классической эпохи такие, как Иоганн Адольф Хассе
(1699-1783), Антонио Сальери (1750-1825), и Йозеф Леопольд Эйблер (1765-1846).
Вклад Гайдна
После своего путешествия по Англии в 1790 г. Гайдн написал шесть
больших месс. Всего им написано 14 месс. Глубокая «Нельсон - месса» (1798)
и яркая, светлая «Месса Терезия»( 1799) -тольконекоторые из этих шедевров
церковной музыки эпохи классицизма. Несомненный вклад в ее развитие Гайдн
внес и своими ораториями "Семь
слов Спасителя на кресте» (1796), «Сотворение мира» (1798). Знамениты также
его «Те Deum» и «Slabat Mater». Брат композитора Михаэль (1737-1806) прославился
как композитор в первую очередь своими церковными сочинениями: мессами, реквиемами,
ораториями и др.
Моцарт и Бетховен
Церковная музыка Вольфганга Амадея Моцарта охватывает жанры мессы,
литании, вечерни, оффертории, мотеты, кантаты, оратории. Большая часть церковного
наследия композитора была сочинена в то время, когда он состоял на службе
архиепископа Коллорело в Зальцбурге. Моцарт написал 18 месс. Такие мессы.
как «Коронационная месса» (1779). Большая месса C-Dur (1783) и «Vesperae
solemnis de confessore» (1780) — золотые страницы его творчества. Наиболее
знаменитым произведением Моцарта, написанным для церкви, стал Реквием, начатый
в год его смерти (1791) и завершенный его учеником Францем Ксавером Зюсмайром
(1766-1803). Среди других выдающихся страниц церковной музыки Моцарта -
мотет Ave Verum Corpus потрясающий глубиной и проникновенностью.
Людвиг ван Бетховен кроме оратории «Христос на Масличной горе» (1803) написал
две мессы: Мессу C-Dur (1807) и Торжественную мессу (1823). Последняя написана
для четырех солистов (сопрано, контральто, тенор и бас), хора, большого оркестра
и органа.