Церковная музыка

Классицизм

Вернуться на главную

Внутренний вид Вестминстергского аббатства во время празднования столетия со дня рождения Генделя в 1785 г.

Фронтиспис "Семь последних слов Христа на кресте" Й. Гайдна - оратория. 1801 год.

Собор и площадь Св. Петра, рядом с которой жил Бетховен. Вена

     Вплоть до XV11 в. церковь оставалась главным центром музыкального профессионализма. Начиная с середины XVIII в. композиторы стали оказывать большее внимание светским музыкальным жанрам, нежели церковной музыке. Расцвет таких жанров, как опера, симфонии, концерт, соната повлиял на реформирование жанров сугубо церковных. К XVIII в. григорианский хорал уже практически не использовался; многоголосный мотет уступил место кантате. Реформа проявилась в драматизации и симфонизации церковных жанров, что приводило иногда к тому, что произведения, написанные изначально для богослужений, теряли свою первоначальную функцию и переходили в разряд светских концертных композиций. Однако церковная музыка продолжала занимать ведущее место в музыкальном искусстве. Произведения церковной музыки создавали композиторы венской классической школы. Мессы И. Гайдна, Реквием В. А. Монарта, «Торжественная месса» Л. ван Бетховена — бесценный дар на алтарь церковной музыки XVIII-XIX вв.

Церковные жанры
На протяжении XVI-XV1I вв. основным церковным жанром протестантской музыки был многоголосный мотет. Иоганн Себастьян Бах поставил на первое место жанр «страстей» — храмовое действо о страданиях и смерти Христа, основанное на евангельских текстах и известное еще с W в. «Страсти по Иоанну» (1724). «Страсти по Матфею» (1727 или 1729) и «Высокая Месса h-moll (1747-1749) Баха - вершина церковной музыки XVIII в. Продолжают развиваться и инструментальные жанры церковной музыки. Особенно существенную роль стал играть орган. Прелюдирование на хоральные темы предваряло и завершало службу, а по ходу литургии исполнялись прелюдии, фуги, токкаты, ричеркары. «Stabat Mater» (1736) Перголези открыла дверь для проникновения галантной эстетики в церковную музыку. Традиции Перголези продолжили композиторы классической эпохи такие, как Иоганн Адольф Хассе (1699-1783), Антонио Сальери (1750-1825), и Йозеф Леопольд Эйблер (1765-1846).

Вклад Гайдна
После своего путешествия по Англии в 1790 г. Гайдн написал шесть больших месс. Всего им написано 14 месс. Глубокая «Нельсон - месса» (1798) и яркая, светлая «Месса Терезия»( 1799) -тольконекоторые из этих шедевров церковной музыки эпохи классицизма. Несомненный вклад в ее развитие Гайдн внес и своими ораториями "Семь слов Спасителя на кресте» (1796), «Сотворение мира» (1798). Знамениты также его «Те Deum» и «Slabat Mater». Брат композитора Михаэль (1737-1806) прославился как композитор в первую очередь своими церковными сочинениями: мессами, реквиемами, ораториями и др.

Моцарт и Бетховен
Церковная музыка Вольфганга Амадея Моцарта охватывает жанры мессы, литании, вечерни, оффертории, мотеты, кантаты, оратории. Большая часть церковного наследия композитора была сочинена в то время, когда он состоял на службе архиепископа Коллорело в Зальцбурге. Моцарт написал 18 месс. Такие мессы. как «Коронационная месса» (1779). Большая месса C-Dur (1783) и «Vesperae solemnis de confessore» (1780) — золотые страницы его творчества. Наиболее знаменитым произведением Моцарта, написанным для церкви, стал Реквием, начатый в год его смерти (1791) и завершенный его учеником Францем Ксавером Зюсмайром (1766-1803). Среди других выдающихся страниц церковной музыки Моцарта - мотет Ave Verum Corpus потрясающий глубиной и проникновенностью.
Людвиг ван Бетховен кроме оратории «Христос на Масличной горе» (1803) написал две мессы: Мессу C-Dur (1807) и Торжественную мессу (1823). Последняя написана для четырех солистов (сопрано, контральто, тенор и бас), хора, большого оркестра и органа.

Романтизм

 

Hosted by uCoz