Античность
Фигура, найденная в гробнице Керос (Греция, Эллада), изображающая игрока на лире {3 тыс. лет дo н.э..).
Вавилонский музыкант (изображение на рельефе)
пара ассирийских музыкантов (рельеф)
флейты
Лира. Кифара
Первые убедительные свидетельства о музыкальных опытах относят к эпохе палеолита, когда человек научился изготовлять инструменты из камня, кости и дерева, чтобы с их помощью производить различные звуки. Позже звуки извлекали с помощью граненого ребра из кости, и этот издаваемый звук напоминал скрежет зубов. Также изготавливали погремушки из черепов, которые заполнялись семенами или сушеными ягодами. Этот звук нередко сопровождал погребальную процессию .
Самыми древними музыкальными инструментами были ударные. Иднофон — древний ударный инструмент - возник в период формирования у древнего человека речи. Продолжительность звука и многократное его повторение ассоциировалось с ритмом биения сердца. Вообще, для древнего человека музыка - это прежде всего ритм.
Вслед за ударными были изобретены духовые. Поражает своим совершенством обнаруженный в Астурисе древний прототип флейты (20 000 лет до н. э,). В ней были выбиты боковые отверстия, и принцип звукоизвлечения был тот же, что и у современных флейт.
Струнные инструменты также были изобретены в глубокой древности. Изображении древних струнных сохранились на многочисленных наскальных рисунках, большинство из которых находится в Пиренеях, Так, в пешере Cogul рядом представлены «танцующие» фигуры, «несущие смычки». «Игрок на лире» ударял по струнам ребром кости или дерева, извлекая звук. Любопытно, что в хронологии развития изобретение струнных инструментов и танец занимают одно временное пространство.
В это время появляется аэрофон - инструмент из кости или камня, внешний вид которого напоминает ромб или наконечник копья.
В отверстия в дереве продевали и закрепляли нити, после чего музыкант рукой проводил по этим нитям, перекручивая их. В результате появлялся звук, напоминающий гул. Чаще всего играли на аэрофоне по вечерам. Звук, исходящий от этого инструмента, напоминал голос духов. Этот инструмент был усовершенствован в эпоху мезолита (3000 лет до н. э.). Появилась возможность звучания двух и трех звуков одновременно. Этого достигали, вырезая вертикальные отверстия. Несмотря на примитивность способа изготовления подобных инструментов, такая техника долго сохранялась в некоторых частях Океании, Африки и Европы.
Среди музыкальных инструментов, используемых древними цивилизациями, мы находим духовые: флейты ( tigtigi ) и гобой ( abub ). Мы знаем, что население Месопотамии, подобно египтянам, обладало высокой техникой изготовления духовых инструментов из тростника. Они модифицировали инструменты на всем протяжении существования своей цивилизации. Вскоре наряду с флейтой был изобретен пишик, который способствовал появлению гобоя. В этом инструменте звук извлекался с помощью быстрой вибрации воздуха в пищике, а не от ударов потоков воздуха по мундштуку, как это происходит в флейтах. Из струнных широко использовалисьлиры ( algar ) и арфы ( zagsal ), которые имели еще очень небольшие размеры
Часто корпус музыкального инструмента был расписан. Подтверждение этому мы видим на экспонатах, найденных в гробницах государства Ур (2500 лет до н.э.). Один из них находится в Британском музее. Поражает также множество ударных инструментов. Об этом часто свидетельствует иконография, барельефы, посуда, вазы, стелы. Как правило, роспись на них указывает на использование больших барабанов и маленьких литавр, а также кастаньет и систров. На более поздних экспонатах встречаются также цимбалы и колокольчики.
Инструменты и репертуар передавались по наследству следующим поколениям, жившим на территории Месопотамии. К 2000 г. до н.э. ассирийцами была усовершенствована арфа и создан прообраз первой лютни ( pantur ).
Жителями Вавилона также был внесен огромный
вклад в развитие музыкальных инструментов.
Они усовершенствовали инструменты, изобретенные прежде, и создали новые.
На это указывают многочисленные археологические находки. Сохранились также
труды известных математиков и астрономов в области теории муя.жи. Их участие
в развитии музыкального искусства, несомненно, свидетельствует о развитии
космологической концепции и этики. В VI в. до и. э. Пифагор называет- музыкальную
теорию «небесной гармонией», унаследовавшей традиции ученых Вавшюна. Расшифровка
иконографии и анализ более поздних теорий, разработанных в Древней Греции,
свидетельствуют о том, что музыка Месопотамии на ранней стадии развития основывалась
на пентатонике (гамме из пяти звуков), а затем преобразовалась в диатонику
(гамму из семи звуков).