Основные стили
Рождение рока
Это Алан Фрид — диск-жокей, тот. кто наклеил ярлык этому
новому виду музыки, кто вызвал начало настоящей революции музыкальных жанров
и поколений и нового стиля жизни с откровенной склонностью к бунту. Официальное
начшю рок-н-ролла отмстили Билл Хейли и его «Comets» кинофильмом «Rock
around the clock» в 1954 г. Но, без сомнения, тем, кто стал самим символом
жанра, был Элвис Пресли вместе с Чаком Берри и Литтл Ричардом. Параллельно
с этим течением возник другой тип музыки: фолк, как «песня протеста».
В середине 60-х годов Д
жоан Баэз, Боб Дилан и Леонард Коэн стоили во
главе этого музыкального направления, имевшего спои ответвления во
франкистской Испании, между которыми выделяется «La Nova Сапсо» («Новая
Песня») — каталонское музыкальное движение с такими авторами, как Жоан
Мануэль Серрат и Раймон. Но окончательное землетрясение, шоркавшее
цедра неси музыкальной иерархии, уже было готово начаться. Его эпицентр
— Ливерпуль. В 1962 г. «The Beatles» выбросили на рынок спой первый диск:
так пришла эра музыки «yeli-yeh» (йе-йе) и начало британского господства
в поп-музыке: «Rolling Stones». «The Who», «The Moody Blues». Последние
были инициаторами так называемого "симфонического рока", на переходе к
семидесятым годам культивируемого группами, подобными «Emerson. Lake & Palmer».
«Genesis» и «Pink Floyd»
Между радикальностью и «glamour»
С конца 60-х и в начале 70-х годов также существуют направления
«hard rock» (хард-рок) и «heavy metal» (хэви металл): «Led Zeppelin» и
«Deep Purple», образовавшиеся R 1968 г.. и «AC/DC», возникшая в 1971 г..
— это только некоторые представители этого агрессивного и эпатажного музыкального
направления. На противоположном полюсе возникает «glamour rock» (глэм-рок).
чье своеобразие зависело больше от индивидуальности исполнителя, чем от
музыкальной партитуры. Дэвид Боуи был его сомнительным знаменосцем, сопутствуемыи
группой «Roxy Music» и в последующее десятилетие другими группами с неоромантической
и танцевальной тенденцией подобно «Span-dau Ballet» или «Duran Duran».
В середине 70-х, а именно в 1975 г., эстафету «агрессивности» принимают
«punks» (панк), образен непочтительности, неуважения, дерзости и иконоборческого
духа, берущие пример с группы «Sex Pistols» и ее лидера Сила Витеса,
умершего в 1979 г. от передозировки героина. В унисон возникалик группы,
подобные «Bonеy M», «Bee Gees» и «Village People» — апостолы новой волны
танцевальной музыки, которая стада порождать волны энтузиазма во всем мире.
В звуках музыки каждый раз ощущалось все большее преобладание электронных
инструментов: приближался стиль 80-х годов - «techno» (техно).
Термин "Rock & Roll" часто используется специалистами
в качестве обобщающего термина для широкого диапазона стилей, однако
в общеупотребительном смысле этому термину ставится в соответствие вполне
конкретное и определенное звучание. Поэтому более правильно (более понятно)
для избежания путанницы использовать для обозначения целой системы музыкальных
стилей термин "Rock".
Начиная с первых рокеров, объединивших Кантри и Блюз, границы
РОКа определяются по энергии, бунтарству и простому, легко запоминающемуся мотиву.
Однако по мере взросления жанра, он начал выходить за рамки этих характеристик,
повышая мастерство исполнения и раздвигая границы музыки.
В результате все, начиная с трех-аккордных грубых рокеров
типа Чака Берри или гармоничных и благозвучных Битлз и кончая эмоциональными
душевными мелодиями Otis Redding или резким, раздражающим, атональным шумом Sonic
Youth, называется одним словом - РОК.
Большую часть своего существования РОК был фрагментарным,
выходя из штопора новых стилей и вариаций каждые нескольно лет, как было с Brill
Building Pop и Heavy Metal или Dance-pop и Grunge. И это вполне логично, учитывая,
что сам этот жанр родился из смешения стилей.